Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе.
Профессия «Учитель начальных классов» относится к классу творческих (эвристических), т.к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода.
У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни. Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.
Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Учитель стремится развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.
В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.
Учитель начальных классов должен знать:
- предметы школьной программы, методику их преподавания;
- педагогику;
- педагогическую, возрастную и социальную психологию;
- формы и методы обучения, развития и воспитания учащихся;
- основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики;
- должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов.
Учитель начальных классов должен уметь:
- проводить обучение учащихся в школах, лицеях и гимназиях по общеобразовательным предметам;
- планировать учебный материал по всем предметам;
- обеспечивать выполнение учебной программы;
- участвовать в методической работе;
- использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
- анализировать успеваемость учащихся;
- обеспечивать соблюдение учебной дисциплины;
- формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
- стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
- добиваться прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике;
- проводить дополнительные факультативные занятия;
- руководить предметными кружками;
- оснащать и оформлять учебный кабинет;
- изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- участвовать в работе с родителями;
- консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка
Учитель начальных классов должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
- владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
б) профессиональными:
- общепрофессиональными:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- владеет основами речевой профессиональной культуры;
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
- в области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
- в области культурно-просветительской деятельности:
- умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
Для успешной деятельности в качестве учителя начальных классов необходимо наличие следующих качеств:
- эмпатийность,
- психологическая грамотность,
- деликатность.
- гуманизм,
- коммуникативные и организаторские способности,
- высокая духовная и общая культура,
- чувство такта,
- твердые нравственные принципы,
- хорошо развитое произвольное внимание,
- хорошо развитая долговременная и оперативная память.
Деятельность учителя начальных классов – это всегда работа, связанная с людьми, с общением. Учитель несет моральную ответственность за совершенные действия. Работа связана с высоким эмоциональным напряжением, повышенной ответственностью.
Рабочий день может быть ненормированным. Общение в труде очень интенсивно, как с учениками, их родителями, коллегами по работе, поэтому достаточно велика нервно-психическая и коммуникативная нагрузка.
Медицинские ограничения для учителя начальных классов:
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- психические заболевания и расстройства нервной системы;
- физические недостатки;
- дефекты речи.
Профессия учителя начальных классов подразумевает наличие высшего или среднего профессионального образования.
Получить образование по профессии «Учитель начальных классов» можно в ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»
Общеобразовательные учебные заведения, специализированные школы и детские сады, учреждения культуры и дополнительного образования, частные школы.
Кроме этого, учитель начальных классов может иметь и частную практику.
Учитель начальных классов может пройти курсы повышения квалификации, продолжить обучение в аспирантуре и тем самым продвинуться по административной лестнице. Учитель начальных классов может подняться по карьерной лестнице до должности завуча по начальной школе, заместителя директора по различным направлениям деятельности, директора школы. Опытные, успешные и нацеленные на рост карьеры педагоги могут в перспективе организовать свою частную школу.
Зачастую профессиональный рост связан с освоением новых приемов и способов работы, постоянным обновлением знаний и т.п.
Учитель начальных классов может занимать должности воспитателя, педагога-организатора, педагога-психолога, педагога дополнительного образования в общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях различного ведомственного подчинения, правоохранительных, административно-территориальных органах, общественных организациях, фондах, частных и коммерческих структурах.